Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»
ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детского сада №4»
Протокол от 30.11.2022 №2
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детского сада №4»
_____________А.Д. Линецкая
Приказ от 30.11.2022 №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Вокал»
для обучающихся 4-7 лет
Направленность программы: художественно-эстетическая
Срок реализации 01.10.2023 – 31.05.2023 год
Составитель: педагог дополнительного образования
Губа Елизавета Александровна
Новогорелово,
2023 год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность Программы
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной
деятельности, обладающий большим потенциалом
эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная
отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный звуковысотный слух, без которого
музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и
динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме
того успешно осуществляется общее развитие, формируются
высшие психические функции, обогащаются представления
об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со
сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс,
связанный с работой жизненно важных систем, таких как
дыхание, кровообращение, эндокринная система и других,
важно, чтобы голосообразование было правильно,
природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал
себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом
работы по постановке певческого голоса и дыхания.
Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по
вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается
дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое
дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его
тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по
содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра.
Дети, воспринимая характер музыкального произведения в
единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к
пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои
чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные
способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Пение способствует развитию речи, слова выговариваются
протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению
отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и
укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение
является лучшей формой дыхательной гимнастики. В
процессе обучения пению развивается детский голос, а так же
решаются воспитательные задачи, связанные с
формированием личности ребенка.
Цель Программы
Развивать и совершенствовать певческие навыки и умения у
детей дошкольного возраста. Содействовать всестороннему
развитию воспитанников и приобщению их к вокальному
искусству.
2
Задачи Программы
1. Обучающие задачи
• Формировать основы певческой, сценической и
общемузыкальной культуры (умение правильно передавать
мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно
расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер,
настроение, интонации песни, а также свое отношение к
музыкальному образу, содержанию песни);
• Учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
2. Воспитательные задачи
• Поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать
эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
• Побуждать к сопереживанию содержания песни, к
эмоциональной отзывчивости;
• Побуждать к песенному творчеству и самовыражению
(песенной импровизации своего имени, импровизации
интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца,
марша).
3. Развивающие задачи
• Развивать способы певческих умений: правильную осанку,
правильное певческое дыхание, четкую дикцию и
артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз,
напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
• Развивать музыкальные способности и музыкальнослуховые представления через целостное и
дифференцированное восприятие средств выразительности
песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм,
ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные
мимика, жесты, движения, поза исполнителя).
4. Оздоровительные:
• Формирование сознательного стремления к здоровью,
культуры здоровья.
• Формирование правильной осанки, красивой походки.
• Развитие и функциональное совершенствование органов
дыхания, кровообращения,
сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Принципы и подходы к Основные подходы в инновационной методической
формированию
разработке «Вокал»:
Программы
∙ строго дифференцированный подход;
∙ построение новых комплексных программ;
∙ строгое соблюдение дидактических принципов обучения;
Отличительная особенность программы состоит в еѐ
практической значимости: вовлечении детей дошкольного
возраста в активную творческую деятельность, направленную
на
развитие
вокальных
исполнительских
навыков,
музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального
и эмоционального развития личности ребенка, освоение
способов
творческого
самовыражения,
формирование
ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление
принимать участие в социально значимой деятельности.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень
индивидуального развития своих воспитанников и на этом
3
основании
подбирает
специальный,
индивидуальноориентированный материал (песни, упражнения, распевки) с
тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка,
«высветить» наилучшим образом его умения и скрыть
недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный
вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или
индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к
выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них
желание заниматься. Для этого необходимо продумать
методические приёмы, которые помогут решить поставленные
задачи.
Одним из важнейших принципов является:
∙
принцип
воспитывающего
обучения: музыкальный
руководитель в процессе обучения детей пению одновременно
воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве,
вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает
духовный мир ребенка. У детей развивается внимание,
воображение, мышление и речь.
∙ принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке,
объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их
детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального
развития детей данной возрастной группы.
∙
принцип
постепенности,
последовательности
и
систематичности: в начале года даются более легкие задания,
чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного,
знакомого к новому, незнакомому.
∙ принцип наглядности: в процессе обучения пению главную
роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное
слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и
усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности
– это образец исполнения песни педагогом.
∙ принцип сознательности: сознательность тесно связана с
умственной,
волевой
активностью
детей,
с
их
заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное
значение для умственной активности детей имеет речь
взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение
песни.
∙ принцип прочности: выученные детьми песни через
некоторое время забываются, если их систематически не
повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило
детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы
нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не
просто механическим повторением, а сознательным его
воспроизведением.
Структура занятий:
I часть - вводная. Она включает в себя музыкальное
приветствие,
коммуникативные
игры
для
создания
положительного эмоционального настроя.
4
Основания
разработки
Программы (документы и
программно-методические
материалы)
Срок
реализации
Программы
Адресаты Программы
Планируемые результаты
освоения Программы
II часть - основная. Распевание, вокальные упражнения,
направленные на подготовку голосового аппарата детей к
разучиванию и исполнению вокальных произведений.
Работа над песней.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий
по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной
дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими
оттенками
III часть - заключительная. Пение, игры с движениями,
которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над
выразительным артистичным исполнением.
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 №
1155);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», которые утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28.
- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
2023-2024 учебный год
(октябрь 2023 – май 2024 года)
Обучающиеся среднего, старшего и подготовительного
дошкольного возраста (4-7 года)
В результате освоения программы дополнительного
образования дети смогут:
1. Владеть начальными исполнительскими навыками
(правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох,
свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке,
без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости
от музыкального образа песни, выразительная чистая
интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и
в ансамбле, с аккомпанементом и без него).
2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их
характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки,
направление движение мелодии.
3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни,
различать и называть песни, прослушанные в течение года.
4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в
эстетических суждениях, художественных движениях под
музыку, в рисунке.
5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении
песен и песенных импровизациях.
6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в
концертных выступлениях.
Особенности слуха и голоса детей 4- 5 лет
5
На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный
опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си),
дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно
поверхностное.
У детей этого возраста расширился словарный запас,
они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова,
активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается
артикуляция.
Дети
отличаются
большей
слуховой
активностью, слуховым вниманием, способны свободно
различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии
октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх,
вниз, могут выделить вступление к песне, петь после
вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно
с инструментальным сопровождением и без него (при
поддержке голоса взрослого).
Особенности слуха и голоса детей 5 – 6 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый
музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни,
совершенствование процессов высшей нервной деятельности
оказывают положительное влияние на формирование
голосового
аппарата
и
на
развитие
слуховой
активности.
Однако голосовой аппарат по-прежнему
отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми
связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук
очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий)
резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому
голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.
Следует избегать форсирование звука, во время которого у
детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки
звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо
использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше
высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом
диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы
звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6 - 7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они
свободно высказывают свои суждения по содержанию песни,
оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года
жизни появляется способность активного мышления. Они
более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно
становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно
определить характер музыки, изменение динамики, смену
темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное
и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется,
становится более устойчивой вокально – слуховая
координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует
учитывать не только психические, но и физические
6
особенности развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей
еще не совсем сформированы, певческое звукообразование
происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость
искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на
выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не
напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом
случае у них разовьются правильные вокальные данные, в
голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое
дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание
становиться более глубоким, это позволяет педагогу
использовать в работе песни с более длинными музыкальными
фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети
правильно интонируют мелодию.
7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план работы по программе «Вокал».
(возраст обучающихся 4-7 года)
Месяц
Октяб
рь
Ноябр
ь
Декаб
рь
Название
раздела, темы
Коммуникатив
ная играприветствие
Певческая
установка.
Дыхание
Артикуляцион
ная
гимнастика
Музыкальнодидактическая
игра.
Распевание
Скороговорки.
Чистоговорки
Звукоряд
Ритмический и
мелодический
слух
Поющая
азбука
Звукообразова
ние и
звуковедение
О чем
рассказывает
музыка?
Темброкраска звука
Певческие
импровизации
Музыкальный
слух и голос
Январ
Развитие
музыкальной
Количеств
о часов (45)
Количество
часов (5-6)
Теор
ия
Теор
ия
Практи
ка
Практика
Количество
часов (6-7)
Теория
Колич
ество
ак.
часов
Форм
ы
контр
оля
Наблю
дение
Практик
а
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5
0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
05 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
8
Наблю
дение
Наблю
дение
Наблю
дение
ь
Февра
ль
Март
Апрел
ь
памяти
Темпскорость
движения
Вокальноисполнителько
е мастерство
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
Чувство ритма
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
Вокальное
ансамблевое
дыхание и
строй
«Репетиционн
ая работа»
«Репетиционн
ая работа»
Динамические
оттенки в
музыке.
Основные
понятия.
Ритмическая
особенность и
распевность
слов
Искусство
солирования и
ансамблевого
единства.
Музыкальная
игра с пением
и движениями.
Основные
виды вокала
Развитие
тембрового и
динамическог
о слуха
Фразировка и
акцент в
пении
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
9
Наблю
дение
Наблю
дение
Наблю
дение
Май
Итого:
Эмоциональна
я
выразительнос
ть в
исполнительст
ве.
Сценический
образ
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
Театрализация
и сценография
песенного
образа
«Репетиционн
ая работа»
Концертная
деятельность
64 занятия
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5 0,5
1
32
32
32
64
ак.час
а
Наблю
дение
2.2. Календарный учебный график работы по программе
Сок
реализации
Форма
проведения
Продолжительность
занятия
4-5 года- 20
минут
Количество
занятий в
неделю
2
Количество
занятий в
месяц
8
Количество
занятий
01.10.202331.05.2024
подгрупповая
01.10.202331.05.2024
подгрупповая
5-6 лет – 25
минут
2
8
64
01.10.202331.05.2024
подгрупповая
6-7 лет - 30
минут
2
8
64
64
2.3. Содержание образовательной деятельности с обучающимися 4-5 лет
Месяц
1 неделя
Наименование
разделов и тем
Цели и задачи работы
Октябрь
Установление контактов,
психологическая настройка на
10
Кол-во
часов
2
Место
проведе
ния
Музыка
льный
зал
Музыка
льный
зал
Музыка
льный
зал
Коммуникативная
игра- приветствие
2 неделя
Певческая
установка.
Дыхание
3 неделя
Артикуляционная
гимнастика
4 неделя
Музыкальнодидактическая
игра.
Распевание.
1 неделя
Скороговорки.
Чистоговорки
2 неделя
Звукоряд
3 неделя
Ритмический и
мелодический
слух
4 неделя
Поющая азбука
1 неделя
работу.
Музыкальное приветствие, игры на
знакомство.
Познакомить с основным
положением корпуса и головы, с
основами плавного экономичного
дыхания во время пения.
2
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнения на артикуляцию.
2
Развивать воображение, связную
речь, мышление. Научить
разогреванию и настройке
голосового аппарата воспитанников.
Уметь применять упражнение на
дыхание: считалки, припевки,
дразнилки.
2
Ноябрь
Учить детей правильно произносить
звуки, отчетливо произносить
скороговорки, вырабатывать
интонационную выразительность
речи. Отработать отчетливое
произношение слов, внимание на
ударные слоги.
Познакомить детей с понятием
«звукоряд». Учить петь ноты вверх и
вниз.
Учить показывать рукой
направление звука, упражнять в
умении точно передавать
постепенное развитие мелодии вверх
и вниз, учить правильно брать
дыхание перед фразами.
Учить детей правильно пропевать
гласные и согласные звуки, петь
естественным звуком, правильно
брать дыхание между фразами.
Выпевать долгие звуки в конце фраз,
правильно передавать мелодию в
поступенном движении.
Декабрь
Приучать детей слышать себя и
11
2
2
2
2
2
Звукообразование
и звуковедение
2 неделя
О чем
рассказывает
музыка?
3 неделя
Тембр- окраска
звука
4 неделя
Певческие
импровизации
1 неделя
Музыкальный
слух и голос
2 неделя
Развитие
музыкальной
памяти
3 неделя
Темп- скорость
движения
4 неделя
Вокальноисполнителькое
мастерство
других детей, учить петь в
негромкой динамике. Развивать
слуховые ощущения и умения
использовать резонаторы.
Познакомить с выразительными
средствами музыки. Учить детей в
умении реагировать на звучание
высокого и низкого регистра.
Дать понятие о тембре звука,
развивать слуховое внимание.
Научиться детей при пении не
стесняться, точно попадать в тонику.
Учить детей выразительно
передавать содержание песни в
пении.
Январь
Развивать музыкальный слух, учить
самостоятельно узнавать песню по
вступлению. Закреплять у детей
умение самостоятельно начинать
пение после вступления.
Учить точно воспроизводить
ритмический рисунок песни,
отстукивая палочками и
прохлопывая. Закреплять умение
детей различать звуки по высоте,
слышать поступенное и
скачкообразное поступление
мелодии.
Познакомить детей с понятием
«метр», «темп». Научить игре на
ударных музыкальных инструментах
(барабан, бубен, ложки).
1.Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2.Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3.Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок,
делать логические (смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
12
2
2
2
2
2
2
2
Февраль
1 неделя
Чувство ритма
Чередование длительностей через
музыкально-ритмические игры.
Запоминание ритмической основы
песни. Правильное выделение
сильной доли хлопком (без хлопка).
2
2 неделя
Вокальное
ансамблевое
дыхание и строй
Певческое дыхание, влияние
певческого дыхания на
качество интонации,
звуковедение, атаку и красоту
звука.
2
3 неделя
«Репетиционная
работа»
4 неделя
«Репетиционная
работа»
1 неделя
Динамические
оттенки в музыке.
Основные
понятия.
2 неделя
Ритмическая
особенность и
распевность слов
3 неделя
Искусство
солирования и
ансамблевого
единства.
4 неделя
Музыкальная игра
с пением и
движениями.
1 неделя
Основные виды
вокала
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Март
Прослушивание музыкальных
композиций определение их
характера, практика исполнения.
Роль и значение различных видов
динамических оттенков, движение в
характере, заданном музыкой.
Работа над дикцией, артикуляцией
песенного материала. Запоминание
ритмической основы песни. Работа
над правильным произношением
сочетаний звуков,
труднопроизносимых слов,
предложение и распевов.
Приобретение навыков работы в
ансамбле и солирование. Развития
дикции, внимания, дыхания. Работа
над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Работа над координацией в
движении. Развитие коммуникации,
восприятия слов, через игру и
движения.
Апрель
Знакомство с основными видами
вокала. Прослушивание и
13
2
2
2
2
2
2
2
2 неделя
Развитие
тембрового и
динамического
слуха
3 неделя
Фразировка и
акцент в пении
4 неделя
Эмоциональная
выразительность в
исполнительстве.
1 неделя
Сценический
образ
2 неделя
Театрализация и
сценография
песенного образа
3 неделя
«Репетиционная
работа»
4 неделя
Концертная
деятельность
анализирование музыкальный
произведение. Практическая часть.
Формирование интереса к разным
видам исполнения.
Применение динамических оттенков
в песне. Работа над техникой «Как
говорю, так и пою», для раскрытия
своего тембрового окраса.
Пение на одном дыхании длинные
фразы. Смысловое дыхание.
Выполнение упражнений на
развитие диафрагмы,
диафрагмального дыхания
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Психология сцены, взаимодействие
слушателя и артиста. Средства
эмоционального впечатления и
уникальность образа.
Май
Постановка корпуса при
сценическом исполнительстве
(движение рук, кистей, глаз, тела).
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Психология сцены, взаимодействие
слушателя и артиста. Средства
эмоционального впечатления и
уникальность образа. Работа над
движениями и постановкой
композиции.
Приобретение навыков актерского
мастерства. Развитие фантазии,
воображения, игра на сцене,
образность роли. Изучение
танцевальных элементов.
Изучение танцевальных комбинаций.
Графическое перестроение.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Обучающиеся на занятии
показывают свои навыки, умения и
достижения, приобретённые за время
обучения
14
2
2
2
2
2
2
2
2.3.1 Содержание образовательной деятельности с обучающимися 5-6 лет
Месяц
Наименование
разделов и тем
1 неделя
Коммуникативная
игра- приветствие
2 неделя
Певческая
установка.
Дыхание
3 неделя
Артикуляционная
гимнастика
4 неделя
Музыкальнодидактическая
игра.
Распевание.
1 неделя
Цели и задачи работы
Октябрь
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Музыкальное приветствие, игры на
знакомство.
Выработать умение правильного
поведения воспитанника во время
занятия. Познакомить с основным
положением корпуса и головы, с
основами плавного экономичного
дыхания во время пения.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнения на артикуляцию.
Учить помогать расслаблять
артикуляционные мышцы: мышцы
языка, губ, щёк, челюсти, развивать
мимику, выразительную дикцию.
Развивать воображение, связную
речь, мышление. Создавать условия
для развития творческих
способностей детей. Научить
разогреванию и настройке
голосового аппарата воспитанников.
Уметь применять упражнение на
дыхание: считалки, припевки,
дразнилки.
Ноябрь
Учить детей правильно произносить
15
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
Скороговорки.
Чистоговорки
2 неделя
Звукоряд
3 неделя
Ритмический и
мелодический
слух
4 неделя
Поющая азбука
1 неделя
Звукообразование
и звуковедение
2 неделя
О чем
рассказывает
музыка?
3 неделя
Тембр- окраска
звука
4 неделя
Певческие
импровизации
1 неделя
Музыкальный
звуки, отчетливо произносить
скороговорки, вырабатывать
интонационную выразительность
речи. Отработать отчетливое
произношение слов, внимание на
ударные слоги.
Познакомить детей с понятием
«звукоряд». Учить петь ноты вверх и
вниз.
Развивать ритмический слух,
упражнять в умении четкой передачи
простого ритмического рисунка.
Учить показывать рукой
направление звука, упражнять в
умении точно передавать
постепенное развитие мелодии вверх
и вниз, учить правильно брать
дыхание перед фразами.
Учить детей правильно пропевать
гласные и согласные звуки, петь
естественным звуком, правильно
брать дыхание между фразами.
Закреплять умение детей слышать
поступенное движение мелодии
сверху вниз. Выпевать долгие звуки
в конце фраз, правильно передавать
мелодию в поступенном движении.
Декабрь
Приучать детей слышать себя и
других детей, учить петь в
негромкой динамике. Развивать
слуховые ощущения и умения
использовать резонаторы.
Познакомить с выразительными
средствами музыки. Учить детей в
умении реагировать на звучание
высокого и низкого регистра.
Дать понятие о тембре звука,
развивать слуховое внимание.
Научиться детей при пении не
стесняться, точно попадать в тонику.
Учить детей выразительно
передавать содержание песни в
пении.
Январь
Развивать музыкальный слух, учить
самостоятельно узнавать песню по
16
2
2
2
2
2
2
2
2
слух и голос
2 неделя
Развитие
музыкальной
памяти
3 неделя
Темп- скорость
движения
4 неделя
Вокальноисполнителькое
мастерство
вступлению. Закреплять у детей
умение самостоятельно начинать
пение после вступления.
Учить точно воспроизводить
ритмический рисунок песни,
отстукивая палочками и
прохлопывая. Закреплять умение
детей различать звуки по высоте,
слышать поступенное и
скачкообразное поступление
мелодии.
Познакомить детей с понятием
«метр», «темп». Научить игре на
ударных музыкальных инструментах
(барабан, бубен, ложки).
1.Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2.Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3.Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок,
делать логические (смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4.Петь легким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него;
5. Формировать сценическую
культуру (культуру речи и
движения).
2
2
2
Февраль
1 неделя
Чувство ритма
Чередование длительностей через
музыкально-ритмические игры.
Запоминание ритмической основы
песни. Правильное выделение
сильной доли хлопком (без хлопка).
2
2 неделя
Вокальное
ансамблевое
дыхание и строй
Певческое дыхание, влияние
певческого дыхания на
качество интонации,
звуковедение, атаку и красоту
2
17
звука. О классификации и
типах певческого дыхания.
3 неделя
«Репетиционная
работа»
4 неделя
«Репетиционная
работа»
1 неделя
Динамические
оттенки в музыке.
Основные
понятия.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Март
Прослушивание музыкальных
композиций определение их
характера, практика исполнения.
Роль и значение различных видов
динамических оттенков, движение в
характере, заданном музыкой.
3 неделя
Искусство
солирования и
ансамблевого
единства.
4 неделя
Музыкальная игра
с пением и
движениями.
1 неделя
Основные виды
вокала
2 неделя
Развитие
тембрового и
динамического
слуха
Работа над дикцией, артикуляцией
песенного материала. Запоминание
ритмической основы песни. Работа
над правильным произношением
сочетаний звуков,
труднопроизносимых слов,
предложение и распевов. Правильное
выделение сильной доли хлопком
(без хлопка).
Приобретение навыков работы в
ансамбле и солирование. Развития
дикции, внимания, дыхания. Работа
над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Работа над координацией в
движении. Развитие коммуникации,
восприятия слов, через игру и
движения.
Апрель
Знакомство с основными видами
вокала. Прослушивание и
анализирование музыкальный
произведение. Практическая часть.
Формирование интереса к разным
видам исполнения.
Применение динамических оттенков
в песне. Работа над техникой «Как
говорю, так и пою», для раскрытия
своего тембрового окраса.
3 неделя
Фразировка и
Пение на одном дыхании длинные
2 неделя
Ритмическая
особенность и
распевность слов
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
акцент в пении
4 неделя
Эмоциональная
выразительность в
исполнительстве.
1 неделя
Сценический
образ
2 неделя
Театрализация и
сценография
песенного образа
3 неделя
«Репетиционная
работа»
4 неделя
Концертная
деятельность
фразы. Смысловое дыхание.
Выполнение упражнений на
развитие диафрагмы,
диафрагмального дыхания
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Психология сцены, взаимодействие
слушателя и артиста. Средства
эмоционального впечатления и
уникальность образа.
Май
Постановка корпуса при
сценическом исполнительстве
(движение рук, кистей, глаз, тела).
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Психология сцены, взаимодействие
слушателя и артиста. Средства
эмоционального впечатления и
уникальность образа. Работа над
движениями и постановкой
композиции.
Приобретение навыков актерского
мастерства. Развитие фантазии,
воображения, игра на сцене,
образность роли. Изучение
танцевальных элементов.
Изучение танцевальных комбинаций.
Графическое перестроение.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Обучающиеся на занятии
показывают свои навыки, умения и
достижения, приобретённые за время
обучения
2
2
2
2
2
2.3. 2. Содержание образовательной деятельности с обучающимися 6-7 лет
Месяц
1 неделя
Наименование
разделов и тем
Цели и задачи работы
Октябрь
Освоение пространства,
установление контактов,
19
Кол-во
часов
2
Коммуникативная
игра- приветствие
2 неделя
Певческая
установка.
Дыхание
3 неделя
Артикуляционная
гимнастика
4 неделя
Музыкальнодидактическая
игра.
Распевание.
1 неделя
Скороговорки.
Чистоговорки
2 неделя
Звукоряд
3 неделя
Ритмический и
мелодический
слух
психологическая настройка на
работу.
Музыкальное приветствие, игры на
знакомство.
Выработать умение правильного
поведения воспитанника во время
занятия. Познакомить с основным
положением корпуса и головы, с
основами плавного экономичного
дыхания во время пения.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнения на артикуляцию.
Учить помогать расслаблять
артикуляционные мышцы: мышцы
языка, губ, щёк, челюсти, развивать
мимику, выразительную дикцию.
Развивать воображение, связную
речь, мышление. Создавать условия
для развития творческих
способностей детей. Научить
разогреванию и настройке
голосового аппарата воспитанников.
Уметь применять упражнение на
дыхание: считалки, припевки,
дразнилки.
Ноябрь
Учить детей правильно произносить
звуки, отчетливо произносить
скороговорки, вырабатывать
интонационную выразительность
речи. Отработать отчетливое
произношение слов, внимание на
ударные слоги.
Познакомить детей с понятием
«звукоряд». Учить петь ноты вверх и
вниз.
Развивать ритмический слух,
упражнять в умении четкой передачи
простого ритмического рисунка.
Учить показывать рукой
направление звука, упражнять в
умении точно передавать
постепенное развитие мелодии вверх
и вниз, учить правильно брать
20
2
2
2
2
2
2
4 неделя
Поющая азбука
1 неделя
Звукообразование
и звуковедение
2 неделя
О чем
рассказывает
музыка?
3 неделя
Тембр- окраска
звука
4 неделя
Певческие
импровизации
1 неделя
Музыкальный
слух и голос
2 неделя
Развитие
музыкальной
памяти
3 неделя
Темп- скорость
движения
4 неделя
Вокальноисполнителькое
дыхание перед фразами.
Учить детей правильно пропевать
гласные и согласные звуки, петь
естественным звуком, правильно
брать дыхание между фразами.
Закреплять умение детей слышать
поступенное движение мелодии
сверху вниз. Выпевать долгие звуки
в конце фраз, правильно передавать
мелодию в поступенном движении.
Декабрь
Приучать детей слышать себя и
других детей, учить петь в
негромкой динамике. Развивать
слуховые ощущения и умения
использовать резонаторы.
Познакомить с выразительными
средствами музыки. Учить детей в
умении реагировать на звучание
высокого и низкого регистра.
Дать понятие о тембре звука,
развивать слуховое внимание.
Научиться детей при пении не
стесняться, точно попадать в тонику.
Учить детей выразительно
передавать содержание песни в
пении.
Январь
Развивать музыкальный слух, учить
самостоятельно узнавать песню по
вступлению. Закреплять у детей
умение самостоятельно начинать
пение после вступления.
Учить точно воспроизводить
ритмический рисунок песни,
отстукивая палочками и
прохлопывая. Закреплять умение
детей различать звуки по высоте,
слышать поступенное и
скачкообразное поступление
мелодии.
Познакомить детей с понятием
«метр», «темп». Научить игре на
ударных музыкальных инструментах
(барабан, бубен, ложки).
1.Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без
21
2
2
2
2
2
2
2
2
2
мастерство
напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
2.Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3.Выполнять паузы, точно
передавать ритмический рисунок,
делать логические (смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4.Петь легким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него;
5. Формировать сценическую
культуру (культуру речи и
движения).
Февраль
1 неделя
Чувство ритма
Чередование длительностей через
музыкально-ритмические игры.
Запоминание ритмической основы
песни. Правильное выделение
сильной доли хлопком (без хлопка).
2
2 неделя
Вокальное
ансамблевое
дыхание и строй
Певческое дыхание, влияние
певческого дыхания на
качество интонации,
звуковедение, атаку и красоту
звука. О классификации и
типах певческого дыхания.
2
3 неделя
«Репетиционная
работа»
4 неделя
«Репетиционная
работа»
1 неделя
Динамические
оттенки в музыке.
Основные
понятия.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Март
Прослушивание музыкальных
композиций определение их
характера, практика исполнения.
Роль и значение различных видов
динамических оттенков, движение в
характере, заданном музыкой.
22
2
2
2
2 неделя
Ритмическая
особенность и
распевность слов
3 неделя
Искусство
солирования и
ансамблевого
единства.
4 неделя
Музыкальная игра
с пением и
движениями.
1 неделя
Основные виды
вокала
2 неделя
Развитие
тембрового и
динамического
слуха
3 неделя
Фразировка и
акцент в пении
4 неделя
Эмоциональная
выразительность в
исполнительстве.
1 неделя
Сценический
образ
Работа над дикцией, артикуляцией
песенного материала. Запоминание
ритмической основы песни. Работа
над правильным произношением
сочетаний звуков,
труднопроизносимых слов,
предложение и распевов. Правильное
выделение сильной доли хлопком
(без хлопка).
Приобретение навыков работы в
ансамбле и солирование. Развития
дикции, внимания, дыхания. Работа
над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Работа над координацией в
движении. Развитие коммуникации,
восприятия слов, через игру и
движения.
Апрель
Знакомство с основными видами
вокала. Прослушивание и
анализирование музыкальный
произведение. Практическая часть.
Формирование интереса к разным
видам исполнения.
Применение динамических оттенков
в песне. Работа над техникой «Как
говорю, так и пою», для раскрытия
своего тембрового окраса.
2
Пение на одном дыхании длинные
фразы. Смысловое дыхание.
Выполнение упражнений на
развитие диафрагмы,
диафрагмального дыхания
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Психология сцены, взаимодействие
слушателя и артиста. Средства
эмоционального впечатления и
уникальность образа.
Май
Постановка корпуса при
сценическом исполнительстве
(движение рук, кистей, глаз, тела).
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Психология сцены, взаимодействие
2
23
2
2
2
2
2
2
2 неделя
Театрализация и
сценография
песенного образа
3 неделя
«Репетиционная
работа»
4 неделя
Концертная
деятельность
слушателя и артиста. Средства
эмоционального впечатления и
уникальность образа. Работа над
движениями и постановкой
композиции.
Приобретение навыков актерского
мастерства. Развитие фантазии,
воображения, игра на сцене,
образность роли. Изучение
танцевальных элементов.
Изучение танцевальных комбинаций.
Графическое перестроение.
Работа над техникой исполнения.
Работа над выразительным и
эмоциональным исполнением.
Обучающиеся на занятии
показывают свои навыки, умения и
достижения, приобретённые за время
обучения
2
2
2
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая
оценка производится в рамках педагогической диагностики. Полученные результаты
используются:
1.
Для индивидуализации образования – поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.
2.
Для оптимизации работы с группой детей.
Объект
педагогическ
ой
диагностики
(мониторинга
)
Индивидуальн
ые
достижения
детей в
процессе
обучения по
программе
Формы и
методы
педагогическ
ой
диагностики
Периодичнос
ть
проведения
педагогическ
ой
диагностики
Наблюдение
2 раза
Длительность
проведения
педагогической
диагностики
Сроки
проведения
педагогичес
кой
диагностики
2 недели
Октябрь
Май
24
2.5. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся
Месяц
Темы
Октябрь
Информирование родителей:
через сайт образовательного
учреждения; оформление
наглядной информации.
Декабрь
«Музыка и дети,
музыкатерапия»
Информирование родителей:
через сайт образовательного
учреждения; оформление
наглядной информации.
Январь
Март
Май
Формы работы
Приглашение родителей на
концерт в рамках недели
открытых дверей.
Отчетный концерт
Дополнитель
ная
информация
Размещение
В течение
информации на сайте месяца
образовательного
учреждения;
оформление
наглядной
информации.
Консультация
В течение
месяца
Размещение
В течение
информации на сайте месяца
образовательного
учреждения;
оформление
наглядной
информации.
Организация
В течение
выступления
месяца
обучающихся
Совместный досуг. В течении
Обучающиеся на
месяца.
занятии показывают
свои навыки, умения
и достижения,
приобретенные за
время обучения.
3. Содержательный раздел.
3.1. Максимально допустимая образовательная нагрузка
25
(в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28)
Возраст
обучающихся
Продолжительность
одного занятия
(формы СОД)
4-5 лет
Не более- 20 мин.
Количество
образовательных
форм (занятий,
СОД)
в неделю
2
5-6 лет
Не более – 25 мин.
2
8
6-7 лет
Не более – 30 мин.
2
8
Количество
образовательных
форм (занятий,
СОД)
в месяц
8
Перерывы
между
формами СОД
(занятиями)
не менее 10
минут
не менее 10
минут
не менее 10
минут
3.2 Материально – технические условия реализации программы
№ п/п
Содержание
1
Материально-Техническое обеспечение:
Музыкальный зал.
Технические средства- музыкальный центр, аудио материал, ноутбук,
цифровое фортепиано, детские музыкальные инструменты.
Предметы, используемые для реализации программы: платочки, бубны,
ленточки, флажки, султанчики, погремушки, колокольчики и т.д.
Для открытых уроков и отчетных концертов используются также костюмы и
дополнительные атрибуты (головные уборы), для яркости представления
приобретенных навыков по программе «Вокал».
Информационное обеспечение: подборка информационной и справочной
литературы; информационные ресурсы; видеоматериалы.
Дидактическое обеспечение: аудио- и видео- фонд; наглядное пособие,
дидактический материал.
2
3
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности
(список литературы, ЭОР, др.)
Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки,
др.)
1. Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о временах
года. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.
26
2. Евтодьева А.А. Игровые приѐмы в распевании и обучении пению
дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2013. № 1. – с. 44-47
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий,
2017.
4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – С-Пб.: Музыкальная
палитра, 2016.
5. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей
раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004
6. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014.
7. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Вышел дождик на прогулку. Песенки, распевки,
музыкальные упражнения для дошкольников 4-7 лет. – С-Пб.: ДетствоПресс,
2017.
8. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
9. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольников. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017.
10. Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких. – М.: Феникс, 2011
27