Краткая аннотация адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития
Образовательная программа разработана на основе:
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296),
действующим до 1 марта 2027 года (далее — СанПиН 1.2.3685-21).;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2014
г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации
по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому
обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного образования;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);
-Приказа Минпросвещения России от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373» (Зарегистрировано в Минюсте России 12
января 2023 г. № 71978);
-Приказа Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847);
-Методических рекомендации по реализации федеральной образовательной
программы дошкольного образования;
-Рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных
организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации
образовательных программ дошкольного образования;
- Областного закона «Об образовании в Ленинградской области (с изменениями на
20 июля 2020 года)»;
- Устава МДОУ №4.
Цели и задачи реализации Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) МДОУ
«Детский сад №4» (далее – Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не
менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более
40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР;
- на специфику региональных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
- на сложившиеся традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм ДОО работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ТМНР, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами
образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного
образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для
обучающихся с ТМНР.
Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и
начального общего образования.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с ТМНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТМНР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТМНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТМНР,
в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТМНР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТМНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТМНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТМНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
В соответствии c ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников ДОО) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество ДОО с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся
с ТМНР:
1. Положение ведущей роли социальных условий среды и социальной ситуации
2. Идея о «смысловом строении сознания» - чувственный и практический опыт
3. Теория комплексного сенсорного воздействия
4. Теория имитации и подражания
5. Теория деятельности с акцентом на ориентировочную и поисковоисследовательскую деятельность
6. Стимулирование эмоционального реагирования
7. Положение о социальной природе вторичных нарушений в развитии у
обучающихся и теория социальной компенсации.
8. Принцип комплексного воздействия
9. Принцип единства диагностики и содержания коррекционно-педагогической
помощи
10. Этиопатогенетический принцип
11. Принцип эмоциональной насыщенности и коммуникативной направленности
12. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
13. Положение о совместно-разделенной деятельности педагогического работника и
ребенка с ТМНР
14. Принцип социально-адаптирующей направленности образования
15. Принцип организованного взаимодействия с семьей
16. Принцип полноты содержания и интеграции отдельных образовательных
областей
17. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы
18. Принцип единства развивающих, профилактических и коррекционных задач в
образовании ребенка с ТМНР.
Структура программы:
- Целевой раздел
- Организационный раздел
- Содержательный раздел
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТНР В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА,
ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие