ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детского сада №4»
Протокол от 31.08.2023 № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детского сада №4»
_____________А.Д. Линецкая
Приказ от 31.08.2023 № 50/1-ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №4»
1.Общие положения
1.
Настоящее Положение направлено на реализацию положений Международной
конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, Закона РФ “Об основных
гарантиях прав ребенка” от 24.07.98 № 124-ФЗ, Закона РФ «Об образовании в РФ”
(ст.79 п. 5), СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказа Министерства Просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования".
1.2.
Настоящее Положение регулирует порядок комплектования,
организацию и осуществление образовательной деятельности в группе для детей с
тяжелыми множественными нарушениями развития в Муниципальном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад №4» (далее по тексту – МДОУ).
1.3.
Настоящее Положение определяет взаимоотношения МДОУ, в котором создается
группа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с Учредителем,
направления деятельности группы, взаимодействие участников воспитательно образовательного процесса.
1.4.
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (далее группа компенсирующей направленности
для детей с ТМНР) является структурной единицей образовательного учреждения,
обеспечивающей реализацию прав ребенка на получение доступного и качественного
дошкольного образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию,
охрану жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ, с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей.
1
В своей деятельности дошкольное учреждение, имеющее в своем
составе группу компенсирующей направленности для детей с ТМНР, руководствуется
Законом РФ “Об образовании в РФ» и другими законодательными и нормативными актами
по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.
1.6.
Основными функциями группы компенсирующей направленности для детей с
ТМНР являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического и физического развития воспитанников;
воспитание, с учетом возрастных категорий воспитанников, гражданственности,
уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
1.5.
- обеспечение необходимой коррекции детям с особыми образовательными потребностями;
оказание
методической,
психолого-педагогической,
диагностической
и
-
консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения и
воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
1.7. Группа реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного
образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4» с учетом
особенностей психофизического развития и возможностей детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития.
1.8 Задачами коррекционного обучения в группе компенсирующейнаправленности для
детей с ТМНР являются:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР,
обусловленных недостатками в их развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с ТМНР с учетом их развития, индивидуальных возможностей и в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТМНР АОП ДО для обучающихся с ТМНР.
- оказание содействия в коммуникации, взаимодействии с взрослыми и детьми,
социализации детей на основе совместной деятельности, создание условий для социальной
адаптации, преодоления коммуникативных проблем;
- организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции
нарушений развития и индивидуальных особенностей, развитие познавательной
активности;
формирование позитивных личностных качеств;
преодоление агрессии и аутоагрессии;
преодоление двигательных стереотипов;
совершенствование навыков адаптивного поведения в обществе;
развитие и совершенствование навыков самообслуживания;
подготовка к школьному обучению и/или интеграция в общество.
2.
Организация деятельности группы компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2.1.
Группа компенсирующей направленности для детей с ТМНР создается по
согласованию с Учредителем, на базе дошкольного образовательного учреждения при
наличии необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий,
соблюдении правил пожарнойбезопасности, а также психолого-педагогических требований
к устройству дошкольных образовательных учреждений, определяемых нормативными
2
актами Министерства просвещения РФ.
2.2.
Количество групп
компенсирующей направленности для детей с ТМНР в
учреждении устанавливается по согласованию с Учредителем, в зависимости от
потребностей населения, и условий, созданных для обеспечения воспитательнообразовательного процесса с учетом санитарных норм.
2.3.
В группу компенсирующей направленности для детей с ТМНР принимаются
воспитанники с множественными нарушениями развития по возрастному или
разновозрастному принципу по индивидуальному режиму пребывания в дошкольном
учреждении, в зависимости от психофизического состояния ребенка и рекомендациями
специалистов медицинского профиля,
2.4.
Диагностика и коррекция развития детей осуществляется штатными
специалистами.
2.5.
Период обучения в группе компенсирующей направленности для детей с ТМНР
для некоторых детей может проходить поэтапно, начиная с 3-х часов пребывания, с
постепенным увеличением времени пребывания, обеспечивающий адаптацию ребенка к
условиям дошкольной организации и является как переходный, обеспечивающий
возможность в дальнейшем посещать группу в режиме 12 - часового пребывания.
2.6.
Группы работают по утвержденному заведующим МДОУ режиму на холодный и
теплый период учебного года и расписанию образовательной деятельности. Пятидневная
рабочая неделя, суббота, воскресение, праздничные дни – выходные.
2.7.
Наполняемость группы компенсирующей направленности для детей с ТМНР не
должна превышать 5 детей. Допускается организовывать разновозрастные группы с учетом
возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим
особенностям каждойвозрастной группы с предельной наполняемостью 6 человек.
2.8.
В группу направляются дети дошкольного возраста с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, на основании заключения территориально-психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ТПМПК), с согласия родителей (законных
представителей).
2.9. Прием и отчисление детей регламентируется:
- Положением о правилах приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»,
- Положением о порядке оформления возникновения и прекращения отношений между
образовательной
организацией
и
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №4»,
Порядком и основанием перевода и отчисления обучающихся Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №4»;
Положением о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №4».
3.
Комплектование группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
3.1.
Группа компенсирующей направленности для детей с ТМНР комплектуются в
соответствии с заключением территориально-психолого-медико-педагогической комиссии.
3.2.
В группу компенсирующей направленности для детей с ТМНР принимаются дети в
возрасте от 3 лет до прекращения образовательных отношений, имеющих сочетание двух
или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии: интеллектуальные
нарушения в степень умственной отсталости от легкой до умеренной, психическое и
-
3
интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и\или локальными
нарушениями, выраженность двигательных проблем, нарушения опорно-двигательного
аппарата, нарушения зрения или слуха (и их сочетание), расстройства аутистического
спектра и эмоционально-волевойсферы, без агрессивного поведения.
3.3.
Комплектование групп утверждается приказом заведующего на 1сентября.
4.
Организация
образовательного
процесса
группы
компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
4.1.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ:
русском.
4.2.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей
направленности для детей с ТМНР определяется Адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении,
рекомендациями ТПМПК, а так же современными технологиями воспитания и обучения
детей с расстройством аутистического спектра, в рамках реализации проектной
деятельности и согласия родителей (законных представителей), на участие в проекте.
4.3.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья (согласно Часть 10, часть 3 статьи 79
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации") в группах создана материально-техническая среда, обеспечивающая
возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, туалетные и другие
помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях:
Организация группы компенсирующей направленности для детей с ТМНР осуществляется
в помещениях МДОУ: групповая комната, раздевалка, спальня, интерактивная сенсорная
комната, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога и учителя дефектолога, кабинет учителя-логопеда.
4.4.
Паспорт помещений с перечнем учебных пособий, дидактических материалов,
специальных технических средств, используемых для осуществления образовательной
деятельности по АОП ДО для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
утверждается приказом заведующего МДОУ.
Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТМНР
регламентируется:
Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 4»,
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности,
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №4»;
- Правилами приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №
4»;
- Положением о Порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4»,
Порядком приёма, перевода, отчисления и восстановления воспитанников
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4»
Положением о режиме непрерывной образовательной деятельности обучающихся
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4»;
4.5.
4
Правилами внутреннего распорядка обучающихся Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 4»,
Положением о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 4».
4.6.
Организация
образовательного
процесса
в
группе
компенсирующей
направленности для детей с ТМНР предусматривает решение следующихзадач:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие, речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие;
обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития:
-
-
оказание
методической,
психолого-педагогической,
диагностической
и
консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения и
воспитания детей с особыми образовательнымипотребностями.
4.7.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
должен
соответствовать СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Содержание коррекционной работы включает взаимодействие в разработке и реализации
коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов Учреждения, специалистов в
области коррекционной педагогики, специализирующихся в области оказания поддержки
детям с ограниченными возможностями здоровья.
4.8.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики
и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных психолого- педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной
степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному
развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
5.
Кадровое обеспечение группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
5.1.
Штатное
расписание
педагогического
персонала
для
группы
компенсирующей направленности в соответствии с Номенклатурой должностей
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
утвержденной постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 года № 678, Приказа
Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования", в пределах выделенного фонда оплаты труда.
5.2.
Педагогические работники группы компенсирующей направленности для детей с
ТМНР должны соответствовать "Квалификационным характеристикам должностей
работников образования" Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) иметь образование, отвечающее
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и
5
соответствовать профессиональным стандартам.
5.3.
Педагогические работники группы компенсирующей направленности для детей с
ТМНР должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь
навыки работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, владеть
методиками
и технологиями организации образовательного и коррекционноразвивающего процесса для детей с особыми образовательными потребностями.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса.
6.1.
Участниками
образовательного
процесса
в
группе
компенсирующей
направленности для детей с ТМНР являются воспитанники, родители (их законные
представители), педагогические работники, медицинские работники.
6.2.
Права, социальные гарантии и обязанности каждого работника в группе
компенсирующей направленности для детей с ТМНР определяются законодательством
Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, трудовым договором,
определяющим функциональные обязанности и квалификационные характеристики,
профессиональным стандартом.
6.3.
Права и обязанности родителей (их законных представителей) определяются
Уставом образовательного учреждения и договором об образовании.
6.4.
Взаимоотношения
между
Учреждением
и
родителями
(законными
представителями) регулируются договором об образовании.
6.5.
При приеме детей Учреждение обязано ознакомить родителей (законных
представителей) документами, регламентирующими деятельность МДОУ:
- Уставом МДОУ «Детский сад №4»,
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности,
- Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №4»;
Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 4»,
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности,
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №4»;
- Правилами приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №
4»;
- Положением о Порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4»,
Порядком приёма, перевода, отчисления и восстановления воспитанников
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4»
Положением о режиме непрерывной образовательной деятельности обучающихся
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4»;
Правилами внутреннего распорядка обучающихся Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 4»,
Положением о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития Муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 4».
6
Управление
и
руководство
группой
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития.
Руководитель Учреждения несет ответственность:
за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
за реализацию не в полном объеме Адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования для детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития;
-качество образования своих воспитанников;
-за нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного
образовательного учреждения;
-за
иные
действия,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
7.
Документация группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Индивидуальная карта развития на каждого ребенка;
- Заключения ТПМПК на каждого ребенка;
- Циклограмма деятельности специалистов;
- Журнал учета видов деятельности специалистов;
- Режим дня и расписание образовательной деятельности группы;
- Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с родителями;
- Речевые карты на детей;
- Календарно-тематическое планирование образовательнойдеятельности специалистов и
воспитателей;
- Рабочие программы специалистов;
- Табель учета посещаемости детей.
8.
9.
Заключительные Положения.
9.1.Настоящее положение действует до принятия нового.
9.2.Положение прошнуровывается, пронумеровывается постранично и скрепляется печатью
МДОУ и подписью заведующего с указанием количества страниц и даты, размещается
на официальном сайте МДОУ.
7
С положением о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №4»
Ознакомлены:
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
ФИО сотрудника
Должность
Подпись
Оператор ЭДО ООО "Компания "Тензор"
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ОТПРАВЛЕНО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №4", Линецкая Анна
Дмитриевна, Заведующий
Идентификатор: cab8ab11-1f35-4a7f-9423-76be76778095
8
02.10.23 16:05 (MSK)
Сертификат 00EDCA1E191B3F40976F314A481D02A7C6