ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Муниципального дошкольного образовательного
учреждения
«Детского сада №4»
Протокол от 31.08.2021 № 1
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Муниципального дошкольного образовательного
учреждения
«Детского сада №4»
_____________А.Д. Линецкая
Приказ от 01.09.2021 № ______-од
С учетом мнения Совета родителей (законных
представителе) несовершеннолетних обучающихся
Муниципального дошкольного образовательного
учреждения
«Детского сада №4»
Протокол от 31.08.2021 №3
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКОМ САДУ №4»
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном дошкольном
образовательном учреждении «Детском саду №4» (далее - Положение) регламентирует
деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада
№4» (далее- Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся,
имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности
в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных,
при наличии).
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления
и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям),
педагогическим
работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. Логопедическая помощь оказывается в Организации на логопедическом пункте, а также
в рамках сетевой формы реализации образовательных программ <1>.
-------------------------------<1> Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация
согласно приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом
Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
<2> (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 12 <3> указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной
образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения N 2 и N 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или)
письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
-------------------------------<2> Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи
2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
<3> Приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599) и от 28 августа 2020 г. N
442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября
2020 г., регистрационный N 60252) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).
2
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего
признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителюлогопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит
диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного
акта руководителя Организации.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Организации <4>.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям (приложение N 5 к Положению).
-------------------------------<4> Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N
61573) (далее - постановление N 28) и от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62297) (далее - постановление N 2).
-------------------------------<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25
февраля 2015 г., регистрационный N 36204) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный N 42884) и приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный N 54675).
3
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю <5> за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается
в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Организации, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных
групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые
по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому,
в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в
развитии устной речи.
2.14. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а
также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление
медицинской справки по форме 026/у-2000 "Медицинская карта ребенка для
образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего
профессионального образования, детских домов и школ-интернатов" <6>;
2.15. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий
в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
-------------------------------<6> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 "Об утверждении
"Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений".
4
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия
могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по
вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды
и обеспечения социальной ситуации развития.
2.16 Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
2.17 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не
более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной Организацией.
5
Приложение N 1
к Положению
об оказании логопедической помощи
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение N 2
к Положению
об оказании логопедической помощи
Заведующему МДОУ №4
От ФИО родителя (законного представителя)
_______________________________________
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
6
Приложение N 3
к Положению
об оказании логопедической помощи
Заведующему МДОУ №4
От ФИО родителя (законного представителя)
________________________________________
Заявление
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
7
Приложение N 4
к Примерному Положению
об оказании логопедической помощи
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе;
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт
семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на
основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие
частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным
снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
8
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
9
Документ подписан электронной подписью
Оператор ЭДО ООО "Компания "Тензор"
Электронный документ 87fde4fa-593a-46ce-92e8-f045b9300bd0
Отправлено МДОУ №4, Линецкая Анна Дмитриевна, Заведующий
24.03.2022 15:49 (MSK), Сертификат № 02CB0C8E0065AD778147BF767DEB883E4A